к.м.н Соловьев А. Ф., Соловьёва Н.И.
Мастер китайской медицины кандидат медицинских наук А.И. Фалев
10 ноября наш город был занят своими большими и мелкими делами, суетился, мигал окнами домов, гудел моторами автомобилей на все голоса, а в квартире мастера китайской медицины кандидата медицинских наук Алексея Ивановича Фалева уже стояла мёртвая тишина. Наши улицы города больше не будет украшать его высокая фигура в чёрном просторном плаще, в большой чёрной шляпе. Душа покинула доброе сердце гениального врача.
Чем гениальный человек отличается от нормального? Нормальный не работает себе во вред, а гениальный открывает новое направление развития науки, порой ещё и жизнью жертвует для того, чтобы расчистить путь для своих последователей.
Первое наше знакомство с Алексеем Ивановичем состоялось в 1995 году, когда нам довелось лечить совершенно безнадёжно больного гломерулонефритом восьмилетнего мальчика, которого безуспешно лечили больницы Сочи и клиники Москвы. У малыша в анализах мочи была сплошная кровь и артериальное давление было 160 и 100 мм рт. ст.. Не представляя грандиозной занятости Алексея Ивановича, я позвонил и попросил помочь в лечении. Какой ещё врач бросил бы все свои дела и поехал через весь город консультировать чужого малообеспеченного пациента? Он приехал и консультировал не один час. Причём не только посоветовал дополнительно несколько точек для воздействия, но даже не взял предложенный гонорар. В результате нашей совместной работы мальчик выздоровел, учился в Нахимовском училище.
Алексей Иванович видел своё предназначение в том, чтобы возродить глубинное истинное понимание традиционной китайской медицины. Он видел прагматическую направленность современной медицины в Китае. Только одному ему было страшно оттого, что мышление заменяется зубрёжкой жёстких догм, врачебное искусство заменяется ритуалом, прописанным в инструкциях.
Весёлый человек, жизнелюб, ценитель прекрасного, он рано поставил перед собой вопрос: «если не он, то кто?». И комната его превратилась в келью, где книги и журналы накапливались со скоростью, опережавшей сооружение полок. Для жилья квартира, где он творил, очень мало подходила, поэтому он очень стеснялся пускать кого-то за порог. Серьёзным облегчением для соседей была покупка Алексеем Ивановичем компьютера, потому что стук старой машинки ночи напролёт просто никому не давал спать. Удивительно добрые соседи иногда говорили ему: «Алёша, ты нам стуком клавиш по ночам спать мешаешь,» – а он отвечал – «Терпите,» – и ведь они терпели!
Так же искренне он считал, что окружающие его люди, особенно те, кто у него учился, должны понимать его трудности, помогать и не сердиться по пустякам. Он буквально воспитывал в нас великодушие. Просидев в своей келье, практически не выходя из дома, неделю и создав очередную статью, он искренне радовался и был готов читать её прямо по телефону до полуночи, чтобы мы могли немедленно разделить его восторг от открытия истины. Когда, прочитав текст свежей его статьи, мы указывали ему на орфографические ошибки, он с великолепной уверенностью заявлял, что их можно исправить, а можно и не исправлять, потому что смысл статьи будет понятен только умному читателю, а умный и так знает, как правильно пишутся эти слова по-русски.
Посвятив себя науке о людях и для людей, Алексей Иванович не решался жениться, не будучи уверенным, что кто–то сможет разделить с ним эту ношу. Однажды он совершенно серьёзно задал вопрос: «Тебе жена заниматься наукой не мешает?» До последнего времени он жил с родителями, которых очень любил, и смерть которых так и не смог пережить. Это горе укоротило его жизнь.
Стремительная жизнь Алексея Ивановича не оставляла времени на мелочи и суету. Тем не менее, он мог часами говорить по телефону, если собеседник был готов искать вместе с ним истину в диалоге. Но как только мысль, которая долго не давалась, начинала получать очертания, он тут же заканчивал разговор и садился за работу. У него мы научились записывать хорошие мысли сразу, чтобы не потерялись они среди повседневного и второстепенного.
Страсть к постижению знаний, которые не видел никто уже несколько столетий, не давала ему нормально спать по ночам. Особенно тяжело ему дался первый том энциклопедии «Древние тайны чжэнь–цзю терапии», который был издан в 1996 году. 280 страниц о меридиане лёгких, который имеет только 11 точек! На этих страницах была исчерпывающая информация из множества литературных источников, посвящённых философским аспектам, и все истинные сведения по этой теме из традиционной китайской медицины, плюс наиболее характерные цитаты из научных трудов признанных специалистов в области пульмонологии и неврологии.
При всей законной гордости Алексея Ивановича за свои монографии, он исключительно доброжелательно относился к нашей практической работе. Узнав во время учебных занятий с врачами-рефлексотерапевтами нашего города об успешном применении одной из точек меридиана лёгких в нашей практике для лечения паралича лицевого нерва, он искренне порадовался и тут же объявил, что если бы книга ещё не была бы напечатана, он непременно расширил бы рекомендации по применению этой точки на основе нашего опыта.
На заседаниях общества рефлексотерапевтов Алексей Иванович на протяжении нескольких лет совершенно безвозмездно, с удивительным терпением учил нас правильно воспринимать традиционную китайскую медицину. Уже на первых занятиях, когда мы впервые увидели чудеса исцеления с помощью укола лишь одной иглой в нужную точку, которые творил Алексей Иванович, мы были восхищёны и говорили об этом. Тогда он опять поразил нас своими словами. Оглядев аудиторию с довольной улыбкой, он тут же сказал: «Вы будете лечить ещё лучше!»
Сейчас уже даже стыдно вспоминать те далёкие годы, когда во время демонстрации учебного видеофильма, на вопрос Алексея Ивановича, на какую одну-единственную точку в данной ситуации следует воздействовать, мы терялись и никак не могли её угадать. После нескольких регулярных и насыщенных занятий и курса повышения квалификации мы стали приближаться к стилю мышления Мастера.
Педагогический талант, доскональное знание материала, уважение к слушателям лекций – позволили Алексею Ивановичу добиться изумительного результата: почти у всех слушателей создалось впечатление, что новые знания, преподнесённые Алексеем Ивановичем, были известны им всегда. Мы вначале спрашивали, почему бы не рассказать просто о том, при каких заболеваниях на какие точки надо воздействовать? Ответом были новые видеофильмы, когда каждый лечебный сеанс разбирался досконально, с возвратами, комментариями и вопросами. Опросы больных, продолжающиеся часами, тщательный осмотр языка, кожных покровов – всё это постепенно начинало сверкать информацией и логическими ассоциациями. Мы стали видеть больных как через моющееся до полной прозрачности стекло, нам становились всё более понятны их слова о таких ощущениях болезни, которые пациенты и говорить то иной раз боялись, чтобы их не приняли за психически ненормальных. Тогда мы поняли недостаточность учебников, в которых к точке даётся просто перечень синдромов, при которых на неё можно воздействовать. Мы стали видеть человека, его болезнь и способы её устранения.
Затем Алексей Иванович начал рассказывать о точках китайских меридианов. Так можно было говорить только о своих любимых родственниках: и какое название было самым первым, и какие были добавлены позднее, что обозначают смешные чёрточки, которыми обозначено название на китайском языке. Порой точка, которую мы и не использовали в работе никогда, после представления её Алексеем Ивановичем становилась такой же необходимой, как и та игла, которой производилось воздействие. Теперь, когда пришло знание ещё и функциональных значений точек, мы стали творить. Итогом наших достижений в 2000 году стала монография «Очерки традиционной китайской медицины», посвящённая Алексею Ивановичу Фалеву.
Чрезвычайная чувствительность и ранимость Алексея Ивановича была порой скрыта напускной бравадой, но сердце его страдало. Во время лечения, когда во время 2 – 3–х часового сеанса из человека буквально ветром вылетала болезнь, всегда тратилось очень много физических и нервных ресурсов врача. После этого наступала реакция, потребность в отдыхе. Сил и желания жить и творить он набирался в храме Михаила Архангела, в общении с отцом Сергием (Близнюком), любимой сестрой Марией.
Последние годы полного отпуска и полноценного отдыха Алексей Иванович себе не позволял. Время, необходимое на восстановление здоровья, воровала черновая работа: набор текстов, переплётное дело, чтение и редактирование порой малоценных статей. При этом надо представлять степень самоотверженности Алексея Ивановича, учитывая его любовь к природе, путешествиям, поэзии, хорошей эстрадной музыке, наклонности гурмана. Кто-то сказал, что манеры Алексея Ивановича порой казались странными на фоне общепринятых норм, однако, как рассказывают очевидцы, его костюм однажды был удостоен комплимента самого В. Зайцева. Возможно, гении потому и находят новые пути, что чувствуют ситуацию более ярко, обостряют контакт с обществом и стимулируют окружающих делать выбор и принимать решения.
Возможно, придёт время, когда гениев у нас станет так мало, что их начнут беречь. А до настоящего времени работать приходится за всех самим: Алексей Иванович сам организовал Школу традиционной китайской медицины «Медицина Перемен», создавал метод преподавания, писал программу обучения, готовил учебники и видеолекции, проводил собеседования, чтобы выявить интересы и готовность к совместной работе иглотерапевтов г. Сочи, иногородних и иностранных – по сути один работал вместо двух институтов: медицинского и педагогического. Даже тему диссертации он выбрал не просто медицинскую, а о методе управления решением врача, на стыке с теорией информатики и кибернетики.
Чтобы достичь необходимой глубины понимания традиционной китайской медицины Алексею Ивановичу потребовалось в дополнение к диплому врача и клинической практике в психоневрологическом, а затем в онкологическом диспансере, выучить китайский современный разговорный и ещё письменный (по виду иероглифа невозможно угадать, как он произносится), древнекитайский разговорный и письменный; английский, конечно, тоже; изучить наиболее распространённые религии и постулаты учений главных философов Европы и древнего Китая; часто бывать в Китае, обучаясь премудростям традиционной китайской медицины; собрать коллекцию редких и древних китайских трудов во время десятка командировок в Китай; напечатать вручную десятки научных статей, посвящённых китайской философии и медицине; изучить «Канон перемен» – основной трактат традиционной китайской философии и медицины; получить несколько патентов; напечатать собственноручно, а затем издать на занятые в долг деньги 5 монографий, учебников по традиционной китайской медицине, лучших в своём роде из написанных не на китайском языке; 2 года издавать на собственные средства толстый журнал для того, чтобы коллеги и ученики могли узнать о его опыте и поделиться своим.
Приобщение к научным исследованиям практических врачей стало стимулом для десятков их научных работ и монографий в области традиционной китайской медицины.
За наших пациентов он переживал так же, как за своих. Сожалел, что не имеет возможности быть с нами рядом при лечении всех сложных больных, потому что «Академия повышения квалификации руководящих работников курортного дела, спорта и туризма», в качестве доцента которой Алексей Иванович проводил курсы повышения квалификации, не могла, к сожалению, предоставить условия для клинического этапа обучения. Намерение создать единый лечебно–методический центр у нас возникло именно для того, чтобы обучение проводилось на базе лечебно-профилактического учреждения. Чтобы приблизить научный процесс к практической лечебной работе. За десятки лет творческой работы в г. Сочи не нашлось научного учреждения или предприятия, которое предложило бы Алексею Ивановичу сносные условия совместной деятельности по выпуску специалистов мирового уровня. Не чурался он обыденной работы, которую мог бы любой техник сделать. Но не было ещё в России института, который бы мог предложить ту систему знаний, которую мог бы нам донести Алексей Иванович Фалев, если бы не тратил время своей жизни на банальное обеспечение себе условий творчества.
Алексей Иванович создал краеугольный камень совершенной традиционной китайской медицины, которую не знает ни один из лучших китайских профессоров, работу которых нам довелось видеть. Этот камень – очищенная от мистики научная Школа традиционной китайской медицины «Медицина перемен» мастера традиционной китайской медицины к.м.н. Алексея Ивановича Фалева. Основные постулаты Школы традиционной китайской медицины описаны в монографии «Классическая китайская чжэнь-цзю терапия». Алексей Иванович был уверен, что соавторы этой монографии разделят с ним лекционную и методическую работу... Не судьба.
PS: В настоящее время Центр традиционной китайской медицины «Дом здоровья» не проводит очного обучения ввиду недостатка учебно-методических материлов.
Результаты наших собственных научных исследований публикуются в виде статей и монографий, с некоторыми из которых можно ознакомиться на этом сайте.
Почему он не смог помочь себе сам при таких способностях и знаниях?
Почему он не мог зарабатывать себе на жизнь акпунктурой при таком количестве больных и олигархов?
Почему только один том и только меридиан легких?
То что Фалев говорит на видео про Чи не соответствует действительности.
Состояние Алексея Ивановича накануне и в день смерти не вызывало опасений. Причина смерти не установлена.
Зарабатывал, наследство оставил.
Второй том был уже в компьютере, который взял и сгорел пламенем в запертой квартире через пару дней после смерти Алексея Ивановича.
Всё, чему учил Алексей Иванович, соответствовало действительности.
Зависит от того, как Вы представляете это "пробуждение".
Хотела у вас спросить, известен ли вам метод отнесения людей к триграммам по дате рождения? И в зависимости от того, к какой триграмме из восьми человек относится, определяется его конституция и подбирается диета? Так например человек рожденный с 01 марта по 15 апреля относится к триграмме чжень (гром). Это самая янская триграмма из иньских. И в назначении диетотерапии им стоит избегать янских продуктов в большом количестве. Метод этот приписывают Фалеву А.И. Он рассказывал о нем на своих лекциях. Я нашла его книгу (Классическая методология традиционной китайской чжень-цзю терапии), изучила ее, но ничего об этом не нашла((( Дело в том, что общую диетологию по ТКМ я изучала, но не смогла помочь своему грудному ребенку справится с постоянными запорами. А вот с помощью этих знаний, человек очень ловко подобрал моему сыну прикорм — и с запором удалось справится за 2 недели без трав и препаратов. Но вот рассказать об этой методике он отказался, назвав только ее автора. Одна надежда на вас, может быть вы посоветуете мне какую-то литературу на эту тему? Или может быть вы будете освещать эту тему в ближайшем будущем? С уважением, Олеся.
Вселенная создана с огромным запасом взаимодействующих материй. Степень влияния на формирование организма момента рождения относительна. Например, почему не учитывать влияние времени рождения матери? Или тип личности акушерки, принимавшей роды?
Каждый хороший врач - мастер со своим алгоритмом врачевания. При этом у разных мастеров разные пути решения проблемы болезни приводят к единственно правильному результату.
Хороший врач, владеющий знаниями и западной, и восточной медицины - редкость. Если Вам посчастливилось узнать такого, лучше советуйтесь пока с ним.
Для самообразования изучите коллективную монографию под редакцией А.И. Фалева "Классическая китайская чжэнь - цзю терапия". Через несколько лет практики, возможно, научитесь использовать "Канон перемен" для дитетотерапии.